МКОУ «Кульчинская средняя общеобразовательная школа»
ПЛАН РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Состав МО: классные руководители 1-9 классов
Руководитель ШМО: Андрейчук Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 класса
Положение
о методическом объединении классных руководителей
1. Общие положения
Методическое объединение классных руководителей является структурным подразделением системы управления воспитательным процессом внутри школы.
Методическое объединение координирует научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов разной возрастной ступени.
Методическое объединение создается на добровольной основе, объединяет педагогов одного предмета или цикла предметов, ступени обучения, воспитательного направления.
Работа РМО строится в соответствии с нормативно-правовыми документами Министерства общего образования Российской Федерации, Министерства образования области, муниципальных отделов образования и с данным положением.
2. Цель и задачи деятельности методического объединения
Цель: повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии, педагогики и практики воспитательной работы в условиях модернизации российского образования.
Деятельность методического объединения направлена на выполнение следующих задач:
· Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
· Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.
· Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.
· Координирование планирования. Организация и педагогический анализ воспитательных мероприятий.
· Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.
· Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы в классных коллективах.
3. Содержание деятельности и назначения МО в школе
· Коллективное планирование и анализ организации жизнедеятельности классных коллективов.
· Организация взаимодействия классных руководителей в воспитательной деятельности классных коллективов.
· Определение принципов воспитанности и критериев воспитания учащихся.
· Организация изучения и освоения классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы.
· Разработка основных направлений и форм активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.).
· Изучение, обобщение, пропаганда педагогического опыта, создание банка данных актуального опыта.
4. Основные формы работы в методическом объединении
• заседания методических объединений;
• круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим и воспитательным вопросам;
• творческие отчеты классных руководителей и т.п.;
• открытые уроки по предмету и внеклассные мероприятия;
• лекции, доклады, сообщения и дискуссии;
• проведение предметных и методических недель;
• взаимопосещение классных часов; • организационно-деятельностные игры.
5. Документация методического объединения
Для регламентации деятельности методического объединения должны быть следующие документы:
• Приказ об открытии МО;
• Приказ о назначении на должность председателя МО;
• Положение о МО;
• Функциональные обязанности участников МО;
• Банк данных об учителях МО: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, задания, домашний телефон);
• Сведения о темах самообразования учителей МО;
• Годовой план работы;
• Протоколы заседаний методического объединения;
• Программы, проекты деятельности; творческие наработки членов МО; диагностические исследования;
• Анализ работы за прошедший год.
Структура плана работы методического объединения классных руководителей:
- Педагогические задачи объединения;
- Календарный план работы МО;
- График открытых мероприятий классов;
- Повышение профессионального мастерства классного руководителя (темы самообразования, участие в курсах повышения квалификации);
- Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.
6. Функциональные обязанности руководителя МО классных руководителей:
Отвечает:
• за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения;
• за пополнение «методической копилки» классного руководителя;
• за своевременное составление документации.
Организует:
• взаимодействие классных руководителей – членов методического клуба между собой и с другими подразделениями школы;
• семинары, конференции, заседания МО в других формах (1 в четверть);
• консультации по вопросам работы классных руководителей.
Педагоги «реалисты» берут ответственность за организацию частного, ограниченного опыта поведения, общения, переживания школьников. Они берут ответственность за то, чтобы этот опыт был позитивен, ценен для ребят.
Итак - классное руководство
– это многообразие и многоемкость деятельности
- это широкий круг обязанностей, это стремление быть нужным своим воспитанникам, это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.
Но на пути классного руководителя огорчения и неудачи встречаются чаще радостей и побед. Помочь педагогу увеличить вес побед и уменьшить груз неудач – это и должна быть основная задача методического объединения классных руководителей.
Направления работы классных руководителей
Свою работу классные руководители планируют исходя из темы, воспитательных целей и задач школы.
Методическая тема школы:
Развитие творческих способностей учащихся в условиях сельской школы.
Воспитательные задачи школы на 2013-2014 учебный год:
- обеспечить уровень образования и духовно-нравственного воспитания, соответствующий современным требованиям, на основе системного обновления содержания воспитания и образования, внедрения современных педагогических технологий и инноваций;
- создать психолого-педагогические условия, учитывающие индивидуально-личностный потенциал учащихся, для лучшей реализации общих целей обучения;
- развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
- сформировать чувство гражданственности, любви к Родине и семье; уважительное отношение к духовному и культурному наследию своего народа и народов мира.
- обеспечить адресную поддержку одаренных детей и детей-инвалидов в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Тема работы МО классных руководителей:
«Современные образовательные технологии и методики
в воспитательной системе классного руководителя в работе по развитию творческих способностей учащихся сельской школы в условиях реализации ФГОС второго поколения»
ЦЕЛИ:
Повышение профессионального мастерства классных руководителей, обобщение и распространение их педагогического опыта.
ЗАДАЧИ:
- Совершенствование и повышения эффективности воспитательной работы в школе.
- Организация информационно-методической и практической помощи классным руководителям в воспитательной работе с учащимися.
- Методическая помощь классным руководителям в овладении новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса.
- Организация и проведение на высоком профессиональном уровне инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности классного руководителя.
- Создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта.
- Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.
7. Воспитание в ребёнке любви и внимания к семье, чуткости, деликатности, чувства
товарищества, стремление направить свою деятельность на пользу общества
8. Продолжить работу имеющихся кружков. Стремиться заинтересовывать всех учащихся
9. Совместное сотрудничество с детской организацией «Современиада», в которой каждый
учащийся смог бы реализовать свои творческие способности.
10. Разнообразить внешкольные мероприятия, активизировать работу классных коллективов.
Приоритетные направления методической работы:
1. Повышение теоретического, методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
2. Информирование о нормативно-правовой базе, регулирующей работу классных руководителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
3. Обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта.
4. Вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знаниями современных форм и методов работы
АНАЛИЗ РАБОТЫ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
за 2012/2013 учебный год
В зависимости от своей профессиональной и социальной роли, каждый работающий в школе организует ту или иную сферу жизни ребенка. Учитель главным образом работает в сфере учебной деятельности, родители призваны заботиться о здоровом образе жизни ребенка, педагоги дополнительного образования обеспечивают культурный досуг. Но только классный руководитель в этой цепочке занимает особое место. Определяя место классного руководителя в системе воспитания, надо видеть главную линию - взаимодействие с ребенком. Место классного руководителя рядом с ним, а основная его функция – взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания.
С одной стороны, быть классным руководителем дано не каждому. Найти учителя, который бы по собственному желанию и стремлению хотел работать классным руководителем, бывает очень нелегко, потому что нет работы более сложной и трудной. Деятельность классного руководителя трудоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем, в школе нет работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной
работе школы. В школе 9 классов (классные руководители с 1-9 классы). Состав классных
руководителей стабильный. Планирование работы классных руководителей по воспитанию
учащихся соответствует современным требованиям. В течение учебного года классные
руководители являются творцами интересных дел для детей и разнообразных форм работы,
организовывают повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
В 2012/2013 учебном году в состав методического объединения входило 5 классных
руководителей и 1 воспитатель группы продленного дня.
Целью воспитательной работы было развитие творческих способностей в условиях
сельской школы, т.е. развитие личности учащихся, раскрытие потенциала творческих
способностей, социализация обучающихся на основе традиционных ценностей российского
общества.
Работа методического объединения осуществлялась соответственно поставленным
задачам:
1. Активизировать работу с учащимися, направленную на укрепление их здоровья и формирование здорового образа жизни, на повышение охвата школьников дополнительным образованием (вовлекать детей в деятельность кружков и спортивных секций), на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних;
2. Направить работу с родителями по вовлечению к организации проводимых мероприятий; к подготовке и проведению классных часов и других внеклассных мероприятий готовить самих детей; к участию в конкурсах, проектах различного уровня привлекать большее число учащихся;
3. Продолжить работу по развитию школьного самоуправления; разнообразить формы и методы работы со школьниками, проводить мероприятия не только развлекательного, но и познавательного характера, направленных на формирование положительных нравственных качеств; больше внимания уделять изучению личности школьника, и план воспитательной работы составлять с учетом особенностей каждого класса. Продолжить работу по совершенствованию методического мастерства, изучению и внедрению новых технологий развития творческих способностей у детей.
В 2012/2013 учебном году перед всеми классными руководителями стояли следующие
задачи:
- обеспечить уровень образования и духовно-нравственного воспитания, соответствующий современным требованиям, на основе системного обновления содержания воспитания и образования, внедрения современных педагогических технологий и инноваций;
- создать психолого-педагогические условия, учитывающие индивидуально-личностный потенциал учащихся, для лучшей реализации общих целей обучения;
- развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
- сформировать чувство гражданственности, любви к Родине и семье; уважительное отношение к духовному и культурному наследию своего народа и народов мира.
- обеспечить адресную поддержку одаренных детей и детей-инвалидов в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Реализация поставленных задач происходила посредством работы в классном коллективе, совместной деятельности семьи и школы в формировании личности ребенка. Многие аспекты работы классных руководителей были раскрыты на заседаниях МО. В 2012-2013 году было проведено пять заседания МО классных руководителей, на которых рассмотрели следующие вопросы:
I. Заседание МО
Анализ результатов воспитательной работы и составление планов на новый учебный год (семинар).
II. Заседание МО
Тема «Организация работы классного руководителя по пропаганде ЗОЖ»
III. Заседание МО
Тема: «Самообразование классных руководителей - одно из условий успеха в организации воспитательной работы»
IV Тематическое заседание ШМО:
Тема: «Применение в воспитательной деятельности классного руководителя ИКТ»
V. Заседание МО
Тема: «Формы и приоритетные направления воспитательной работы. Отчет классных руководителей о работе за 2012-2013 уч.год»
Традиционно в школе была организована работа под девизом «Творчество классных коллективов», во время которой проводились открытые классные часы, выставки достижений класса, оформлялось портфолио класса, Книги рекордов класса и другое.
Классные руководители работали по следующим направлениям:
- осуществление всеобуча
- организация классного коллектива
- организация общественно-полезного труда и внешкольного мероприятия
- идейно-нравственное воспитание
- воспитание нравственного отношения в коллективе класса
- воспитание навыков культуры поведения: доброты, милосердия, отзывчивости и уважения друг к другу
- воспитание сплоченного коллектива через развитие познавательного интереса в разных формах внеурочной деятельности
- создание условий для саморазвития и самореализации личности
- воспитание нравственности и культуры поведения учащихся
- досуг детей в группе продленного дня
- помощь в учебе
- работа с родителями
Методическая работа проходила в форме заседаний методического объединения, состоящих из 2-ух частей – теоретической и практической.
Всех классных руководителей также и преподавателей можно разделить на три группы
1. «Энтузиасты»;
2. «Добросовестные»;
3. «Невключенные».
1 группа «добросовестные». Это ответственные педагоги, но не склонные существенно превышать оплачиваемое время работы с классом (примерно 3-5 часов в неделю).
2 группа «энтузиасты» готовы тратить, и тратят на работу классного руководителя время, существенно превышающее оплачиваемое (5-6 часов в неделю).
3 группа «невключенные» стараются заниматься деятельностью классного руководителя как можно меньше. По тем или иным причинам они сводят временные затраты на воспитательную работу к минимуму.
Так как средств превратить всех в энтузиастов нет, то разумно рассчитывать, прежде всего, на добросовестных классных руководителей, готовых честно работать в рамках 3-4 часов в неделю.
В свою очередь, приглядевшись внимательно, группу добросовестных классных руководителей можно разделить, по крайней мере, на 5 типов:
1. Ситуативные. Это классные руководители, более или менее знающие своих детей, чего от кого ждать хорошего или плохого и действующие, в основном, по ситуации, по случаю.
Никаких особых исследовательских целей такой классный руководитель не ставит, им управляют ситуации, дети собственные настроения.
2. Соответствующие. Соответствующие требованиям администрации. Это те педагоги, что более или менее четко выполняют основные требования к деятельности классного руководителя. Это те педагоги, которые оглядываются на деятельность коллег и стараются быть не хуже (но и не лучше). Если требования администрации разумны, а работа коллег эффективна, то результаты «соответствующего» педагога могут быть и не плохими. Но своих определенных целей такой педагог не имеет.
3. Образцовые. Это не те, кто образец, а кто хватается без каких-либо серьезных оснований за форму – образец, тащит ее к себе в класс. Результат, конечно, случаен. Может оказаться форма, которую принес классный руководитель, адекватна возрасту и подбору ребят в классе и тогда в плюс. А может и все наоборот. Тогда у педагога появляется основание утверждать «Современных детей ничего не интересует».
4. Утописты. Это те классные руководители, что формулируют, ставят свои цели педагогической работы, верят в правильность этих целей и стремятся их достигнуть. Но сами цели оказываются утопическими (в духе всестороннего, духовного…) Такой педагог является драматической фигурой. Например, классный руководитель хотел бы добиться развития чуткости, заботливости у своих ребят и ради этого тщательно подбирает содержание и формы классных часов с соответствующей тематикой. Ребята теперь знают разные хорошие слова, примеры знаменитого заботливого поведения, потренировались в чуткости в игровых учебных ситуациях, а в реальном поведении мало, что сдвинулось.
Педагог переживает, ищет новые формы или обвиняет себя в неспособности. А ключ в самой цели - невозможности сформулировать заботливость, как черту личности у всех ребят и тем более в рамках классных часов.
5. Реалисты. Это классные руководители, ставящие ограниченные вроде бы частные цели и достигающие их через соответствующие этим целям способы, формы работы. Существует несколько видов реалистов: демократы, психологи, конкурсанты, эмоционалисты.
а) Демократы – озабочены организацией позитивного опыта совместных осуждений и разрешений школьных, жизненных, литературных ситуаций.
б) Психологи – на тех же классных часах занимаются другой работой: создают опыт взаимопонимания и доброжелательного общения. «Психологи» есть, но их тоже немного. И за этим какая-то тайна. Ведь литературы по школам, играм, тренингам общения целый поток. Почему-то педагоги не всегда берут эту литературу в дело?
в) Конкурсанты – более или менее систематически организуют командные и индивидуальные конкурсы, создающие у ребят опыт поведения в ситуации групповой и личной конкуренции.
г) Эмоционалисты - стремятся создавать опыт групповых коллективных позитивных переживаний, эмоций. Это происходит, как правило, в формах самых обычных мероприятий: экскурсий, концертов, прослушивание музыки…
На заседаниях МО классных руководителей в прошедшем учебном году рассматривались важные вопросы. За круглым столом классные руководители поделились опытом, как создать в классном коллективе благоприятный климат, сформировать самоуправление в классе. Знакомились с методической литературой по проблемам воспитания.
В течение года классы были активными участниками всех общешкольных традиционных мероприятий:
- Осенний бал
- День Учителя
- День матери
- День пожилого человека
- Новый год
- День святого Валентина
- День защитника отечества
- 8 марта и ряд других.
Хочется отметить мероприятия, прошедшие на высоком уровне и ответственных руководителей:
- «Осенний бал», «О сквернословии» Денисенко С.П., Андрейчук Г.А.
- «Новогодний маскарад», приняли участие все классные руководители
- «А ну-ка, парни!», Денисенко А.Л.
- «Прощание с Азбукой», Малеева Г.В.
- «День пожилых», «День Победы», Андрейчук Т.Г.
- «День матери», Филиппова С.С. и многое другое.
План работы МО классных руководителей выполнен практически полностью. Все классные руководители участвовали во взаимопосещении открытых внеклассных мероприятий и их обсуждении. Создаётся банк методических разработок по проведению наиболее удачных воспитательных мероприятий по разным возрастным группам.
На заседаниях выступали педагоги по актуальным вопросам, так Малеева Г.В., представила презентацию «Портфолио учащегося». Познакомила с основными разделами, личными достижениями ребят. Показала на примере портфолио учащихся 4 класса, где можно увидеть линию роста школьника, его достижения. Отметила, что не содержит Портфолио диагностических исследований со стороны психолога, нет рекомендаций.
Активным участником работы МО являлся классный руководитель 8-9 класса Денисенко А.Л., который освещал состояние работы с детьми подростками, с их трудным поведением, а именно о выполнении планов индивидуальной работы, о профилактических беседах, о необходимости усиления контроля посещаемости этих детей школы и кружков, о работе с ребятами и в каникулярное время.
Андрейчук Т.Г. представила свой опыт работы с детским коллективом 5 класса. По вопросу адаптации пятых классов, об уровне психологического климата в коллективе, о профилактической работе, представила результаты диагностики, дала рекомендации работы с отдельными детьми. Поделилась наработками с детьми в период адаптации, о проведенных мероприятиях, о возникших проблемах и достигнутых успехах.
На заседаниях проводилось обсуждение открытых мероприятий, классных часов. В течение года были проведены по графику открытые классные часы и занятия по внеурочной деятельности.
Денисенко С.П. представила обзор методической литературы, которую использует в работе по укреплению и сохранению здоровья учащихся. Поделилась опытом создания условий для саморазвития и самореализации личности на примере 6-7 класса.
Молодой специалист Филиппова С.С., классный руководитель 2-3 класса работала по теме «Нравственное воспитание детей через нетрадиционные формы сотрудничества с родителями», что ей, безусловно, удалось.
Ежегодно рассматривается вопрос деятельности детской организации, самоуправления. Педагог-организатор Денисенко С.П. представила отчет по работе лидеров ДО, в частности о проекте ребят, направленный на пропаганду ЗОЖ. Педагоги проводили работу, используя различные формы и методы: игры, лекции, кинолектории, устные журналы, брейн-ринги, конкурсы, викторины. С целью формирования ЗОЖ был проведен конкурс агитбригад «Твое сознание». Учащиеся не только пропагандировали быть здоровым, но и имели возможность проявить свои творческие способности, индивидуальность.
Анализ планов воспитательной работы показывает, что классные руководители используют различные формы проведения классных часов – это: викторины, конференции, диспуты, игры, соревнования, экскурсии, встречи, анкетирования, заочные путешествия, устные журналы, применение компьютерных презентаций, но наиболее часто используемой остается – беседа. Практически каждый третий классный час, это беседа на различные темы. Наиболее часто эту форму работы используют руководители младших классов, руководитель ГПД.
Вместе с тем хочется отметить недостатки в работе МО. Портфолио и темы самообразования классные руководители имеют не многие. Не на должном уровне ведется классными руководителями индивидуальная работа с детьми «группы риска», диагностические исследования носят эпизодический характер, не прослеживается результативность работы. Многие классные руководители безответственно относятся к отчетной документации. В следующем учебном году сделать работу более гласной, по итогам проведенных мероприятий проводить обсуждение, отражать штрафными и поощрительными баллами в стимулирующей части работы педагогов.
Классным руководителям было также рекомендовано разнообразить формы проведения мероприятий и использовать в большей степени активные формы. Проводить индивидуальные и групповые исследования особенностей детей, выявлять проблемы в классе и планировать пути решения этих проблем. Активнее участвовать в районных конкурсах.
Исходя из анализа работы МО за 2012 -2013 учебный год необходимо в 2013-2014 уч.году:
- продолжить оказание помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы с классным коллективом.
- усилить работу с учащимися, направленную на укрепление их здоровья и формирование здорового образа жизни, на повышение охвата школьников дополнительным образованием (вовлекать детей в деятельность кружков и спортивных секций),
-осуществлять конструктивное партнерство школы и семьи по предупреждению
асоциального поведения учащихся, совершенствуя профилактическую работу.
- активизировать работу по развитию школьного самоуправления;
- совершенствовать деятельность классных руководителей по формированию социальной компетентности у детей посредством изучения передового педагогического опыта, взаимопосещения классных часов и занятий, проведения открытых мероприятий.
- продолжить изучение материала по внедрению новых методов и форм воспитания.
- продолжить работу над общешкольной воспитательной темой «Развитие творческих способностей в условиях сельской школы»
Задачи на новый учебный год:
- воспитывать в ребёнке любовь и внимание к семье, чуткость, деликатность, чувство товарищества, стремление направить свою деятельность на пользу общества
- продолжить работу имеющихся кружков. Стремиться заинтересовывать всех учащихся
- совместное сотрудничество с детской организацией «Современиада», в которой каждый учащийся смог бы реализовать свои творческие способности.
- разнообразить внешкольные мероприятия, активизировать работу классных коллективов.
Руководитель ШМО Т.Г.Андрейчук
План работы МО классных руководителей
на 2013– 2014 учебный год
Учитель, образ его мыслей –
вот что самое главное
во всяком обучении и воспитании.
А. Дистервег
Состав школьного методического объединения классных руководителей
(2012-2013 учебный год)
№ |
ФИО
классного руководителя |
класс |
стаж |
категория |
год присвоения |
1 |
Малеева Г.В. |
1,2 |
32 |
|
|
2 |
Пожидаева Т.А. |
3,4 |
0 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
4 |
Андрейчук Т.Г. |
6 |
13 |
|
|
5 |
Денисенко С.П. |
7,8 |
34 |
1 |
2009 |
6 |
Денисенко А.Л. |
9 |
35 |
1 |
2009 |
7 |
Андрейчук Г.А. (воспитатель ГПД) |
|
40 |
|
|
Методические темы по самообразованию
№ |
Ф. И. О.
классного руководителя |
Класс |
Методическая тема |
1 |
Малеева Галина Владимировна |
1,2 |
Развитие познавательных способностей у учащихся начальной школы на уроках и во внеурочное время. |
2 |
Пожидаева Т.А. |
3,4 |
|
3 |
|
5
|
|
4 |
Андрейчук Татьяна Геннадьевна |
6 |
Воспитание сплоченного коллектива и развитие творческих способностей через познавательный интерес в разных формах внеурочной деятельности. |
5 |
Денисенко Светлана Павловна |
7,8 |
Создание условий для саморазвития и самореализации личности. |
6 |
Денисенко Анатолий Леонидович |
9 |
Формирование мотивации ЗОЖ через систему внеклассных занятий. |
7 |
Андрейчук Галина Александровна |
|
Досуг детей в группе продленного дня. |
Функции МО классных руководителей
Методическая функция
Создание портфеля классного руководителя
u диагностический материал
u протоколы родительских собраний
u методические материалы
u банк воспитательных мероприятий |
в течение года |
Участие в конкурсах профессионального мастерства |
в течение года |
Участие в конкурсе методических разработок
|
в течение года |
Мониторинг деятельности классных руководителей, уровня воспитанности обучающихся |
1 раз в полугодие |
Организационно-координационная функция
Совместная деятельность классного руководителя с психологической службой, библиотекой и предметными МО по изучению развития личности в классном коллективе в течение года
Функция планирования и анализа
Планирование с помощью организационно-деятельностной игры
Экспертиза воспитательного пространства школы (мониторинг деятельности в таблицах, графиках, диаграммах)
Анализ инновационной работы.
Самоанализ компонентов в воспитательной деятельности.
Самоанализ работы классного руководителя согласно должностным обязанностям
Инновационная функция
Включение информационных технологий в воспитательный процесс
Применение технологии «Открытое пространство»
Публикация и пополнение школьного сайта
МО классных руководителей ведет следующую документацию:
- список членов МО;
- годовой план работы МО;
- протоколы заседаний МО;
- программы деятельности;
- аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического
административного контроля (справки приказы…)
- инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных
коллективах и деятельности классных руководителей;
- материалы «Методической копилки» классных руководителей.
Структура плана МО классных руководителей:
1) Краткий анализ социально-педагогический ситуации развития учащихся и анализ работы МО, проведенной в предыдущем году.
2) Педагогические задачи объединения
3) Календарный план работы МО, в котором отражаются:
- план заседаний МО
- график открытых мероприятий классов
- участие МО в массовых мероприятиях школы
- другая работы.
4) Повышение профессионального мастерства классных руководителей:
- темы самообразования классных руководителей
- участие в курсах повышение квалификации
- подготовка творческих работ, выступлений, докладов
- работа по аттестации педагогов
5) Изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей
6) Участие в тематическом и персональном контроле за воспитательным процессом.
Функциональные обязанности классного руководителя.
В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:
- изучение личности учащихся
- анализ координации и коррекции образовательного процесса и взаимоотношений в классе
(учащихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей…)
- организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов
жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут
информации и общения, КТД, огоньков, конкурсов и т.д.
- социальная защита учащихся (за неимением социального педагога совместно с кл.рук.)
- работа с родителями учащихся
- педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе
- организация, ведение классного журнала и дневников учащихся
В начале учебного года:
u составляет список класса и оформляет классный журнал
u изучает условия семейного воспитания
u уточняет или составляет социальный портрет класса
u собирает полную информацию об участии учащихся класса в конкурсах
u проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность
(в целях развития их способностей)
u организует коллективное планирование
u составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем МО классных руководителей и сдает на утверждение директору школы.
Ежедневно:
u отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся
u осуществляет педагогическую помощь активу класса
u осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви
u осуществляет контроль за дежурством по классу.
Еженедельно:
u проверяет дневники учащихся
u осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками
u проводит классный час
Ежемесячно:
u организует коллектив класса на участие в школьных делах
u помогает активу организовывать подведение итогов жизнедеятельности классных коллективов
u проводит занятия по ПДД и плановый инструктаж по ТБ
u дежурит на общешкольных вечерах
u контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы.
В течение четверти:
u организует выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся
u помогает активу в организации жизнедеятельности класса (планирование, организация дел, коллективный анализ)
u организовывает дежурство класса (по графику) по школе
u оперативно информирует социального педагога, заместителя директора по ВР или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения
учащихся класса устава школы
u проводит родительское собрание
u организует работу родительского комитета класса
u посещает МО классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы
В конце четверти
u организует подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности класса в прошедшей четверти
u сдает педагогу организатору отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал
Во время каникул
u участвует в работе МО классных руководителей
u совместно с ученическим активом, родителями организует каникулярные мероприятия своего класса
В конце учебного года
u организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году
u проводит педагогический анализ учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его педагогу-организатору
u организует ремонт классного помещения
u получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей
Формы методической работы:
- тематические педсоветы;
- семинары;
- консультации
u документация по воспитательной работе
u организация работы с родителями
u ученическое самоуправление в классе
u классный час- это……
-мастер-классы
ПЛАН- ГРАФИК РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ НА 2013-2014 УЧ. ГОД
№ |
Название мероприятий, темы |
Дата
|
Ответственные |
1 |
Провести 5 заседаний ШМО классных руководителей
|
по плану |
руководитель ШМО |
2 |
Составить график мероприятий и открытых классных часов
|
Сентябрь – 2 неделя |
руководитель ШМО |
3 |
Провести консультации по вопросам:
- единые требования по оформлению планов воспитательной работы
- о формах и содержании родительских собраний (9 кл. осветить вопросы по итоговой аттестации учащихся)
- содержание журнала классного руководителя по ВР
- новая форма социального паспорта учащихся
|
Сентябрь |
руководитель ШМО |
4 |
Организовать взаимопосещение классных часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний – с целью обмена опытом
|
по плану |
руководитель ШМО, классные руководители |
5 |
Принимать активное участие в районных семинарах
|
в течение года |
Педагоги школы |
6 |
Продолжить сбор материала по воспитательной работе
|
в течение года |
классные руководители |
План работы МО классных руководителей
на 2013-2014 учебный год
№ п/п |
Вид деятельности |
Содержание |
Сроки |
Ответственный |
Результат |
1. Организационно-методическая работа |
1.1. |
Разработка и утверждение плана МО классных руководителей. |
План работы МО классных руководителей |
Сентябрь |
Руководитель ШМО Андрейчук Т.Г. |
План работы на 2013-2014 учебный год |
1.2. |
«Школа молодого классного руководителя»: Организация групповых и индивидуальных и дистанционных консультаций по вопросам планирования организации воспитательной деятельности, оценке эффективности воспитательной работы, обзор новейшей методической литературы. |
Планирование воспитательной деятельности |
В течение года |
Педагог-организатор Денисенко С.П
Руководитель ШМО классных руководителей Андрейчук Т.Г. |
Журнал консультаций, школьное информационное пространство |
Педагогическая диагностика личности учащегося и классного коллектива |
Журнал консультаций, школьное информационное пространство |
Организация самоуправления в классе |
Журнал консультаций, школьное информационное пространство |
Организация дополнительного образования |
Журнал консультаций, школьное информационное пространство |
Профилактическая работа |
Журнал консультаций, школьное информационное пространство |
1.3. |
Систематизация, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта. |
Подготовка творческих отчётов и мастер-классов |
В течение года |
Классные руководители 1-9 классов |
Методические разработки, портфолио классного руководителя |
1.4. |
Подготовка методических выставок для классных руководителей. |
|
Апрель |
Школьный библиотекарь |
|
2.Учебно-методическая работа МО классных руководителей |
2.1. |
Совершенствование научно-методического обеспечения воспитательного процесса. |
Анализ работы МО за 2012-2013уч.год.
Утверждение плана работы на 2013-2014 уч.год. |
Сентябрь |
Руководитель ШМО классных руководителей Андрейчук Т.Г. |
Протокол заседания МО классных руководителей, перечень инструктивно-методических документов по
вопросам воспитания.
Положение о МО классных руководителей.
Положение о классном руководителе.
Положение о классном часе.
Инструкции по охране труда и ТБ |
Рекомендации по планированию воспитательной
работы на новый учебный год.
/ж. Воспитание школьников №3,4 2012г./ |
Определение возможных диагностических исследований учащихся и классных коллективов. |
Обновление тем самообразования классных руководителей. |
Выявление проблемных зон в работе классного руководителя.
Анкета «Современный классный руководитель» |
Организация работы по ТБ и ПДД в школе и в классе.
Интернет-ресурсы о безопасном поведении детей на дорогах. |
2.2. |
Как сделать классное дело интересным и содержательным? |
Ярмарка педагогических идей на тему: «Как сделать классное дело интересным и содержательным». Познакомить классных руководителей с различными формами проведения классных часов. |
Ноябрь |
руководитель МО классных руководителей,
Классные руководители. |
Протокол заседания МО классных руководителей. |
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения |
Разное |
2.3. |
Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями. |
Личность учителя как фактор установления
педагогически целесообразных взаимоотношений |
Январь |
руководитель МО классных руководителей |
Протокол заседания МО классных
руководителей |
Учитель и ученик: система взаимоотношений. Модели общения педагога с учащимися /Справочник Кл.рук. №7, 2009 г./ |
Учитель и родители: система взаимоотношений. Психолого-педагогических правила и способы установления контактов с семьей.
/Справочник Кл.рук. №2, 2009 г./ |
|
|
Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений (из опыта работы классных руководителей) |
|
Профессиональный кодекс учителя. /Справочник Кл.рук. №4,2010 г./ |
Разное. |
2.4. |
Самообразование в системе средств совершенствования мастерства классных руководителей. |
Самообразование классных руководителей - одно из условий успеха в организации воспитательной работы. |
Март |
руководитель МО классных руководителей, классные руководители школы. |
Протокол заседания МО классных руководителей. |
Отчет классных руководителей по темам самообразования. |
Разное |
2.5. |
Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной
системы. |
Итоги работы классных коллективов за истекший период. |
Май |
руководитель МО классных руководителей |
Протокол заседания МО классных руководителей.
Справка, анализ работы МО |
Результаты диагностических
исследований в
классных коллективах. Диагностика воспитанности классного коллектива. |
Перспективы работы МО на следующий учебный год. |
3. Аналитико-диагностическая работа |
3.1. |
Формирование банка данных о классных руководителях |
|
сентябрь |
руководитель ШМО классных руководителей |
Банк данных |
3.2. |
Сбор сведений о методических темах классных руководителей. |
|
Информация о методических темах классных руководителей |
3.3. |
Анализ самооценки личностных и профессиональных качеств классных руководителей. |
|
октябрь |
Информация, таблица |
3.4. |
Мониторинг участия классных руководителей в конкурсах. |
|
Декабрь, май |
Справка, приказ |
3.5. |
Анализ методической работы классными руководителями |
|
Ноябрь, март, май |
3.6. |
Анализ результатов деятельности МО классных руководителей |
|
май |
3.7. |
Отчёт классных руководителей по итогам организации занятости учащихся в каникулярное время, индивидуальная работа с учащимися «группы риска». |
|
В течение года |
4. Информационно-методическая работа |
4.1. |
Подготовка печатной продукции методического характера по вопросам деятельности класс. руководителя. |
|
май |
руководитель МО классных руководителей, классные руководители |
Методические материалы |
4.2. |
Методическая копилка классных руководителей |
|
в течение года |
Методические разработки, сценарии |
5. Контрольно-инспекционная деятельность |
5.1. |
Наличие, правильность составления плана воспитательной работы классного руководителя. |
|
Сентябрь |
руководитель ШМО классных руководителей, педагог-организатор |
Справка, распоряжение |
5.2. |
Наличие портфолио классного коллектива. |
|
Апрель |
Справка, приказ |
5.3. |
Выполнение плана воспитательной работы. |
|
Ноябрь, февраль, май |
5.4. |
Посещение классных часов. |
|
сентябрь-май |
5.5. |
Протоколы родительских собраний. |
|
Сентябрь, ноябрь, январь, апрель |
5.6. |
Учёт посещаемости родителей родительских собраний. |
|
1 раз в четверть |
|
|
|
|
|
|
|
Календарно - тематическое планирование
заседаний МО классных руководителей
на 2013-2014 учебный год
№ п/п |
Дата (месяц) |
Тема |
Рассматриваемые вопросы |
I |
сентябрь |
Совершенствование научно-методического обеспечения воспитательного процесса. |
Анализ работы МО за 2012-2013уч.год.
Утверждение плана работы на 2013-2014уч.год. |
Рекомендации по планированию воспитательной работы на новый учебный год.
(Ж. Воспитание школьников №3,4 2012г.) |
Определение возможных диагностических исследований учащихся и классных коллективов. |
Обновление тем самообразования классных руководителей. |
Выявление проблемных зон в работе классного руководителя.
Анкета «Современный классный руководитель» |
Организация работы по ТБ и ПДД в школе и в классе.
Интернет-ресурсы о безопасном поведении детей на дорогах. |
Разное. |
II |
ноябрь |
Как сделать классное дело интересным и содержательным? |
Ярмарка педагогических идей на тему: «Как сделать классное дело интересным и содержательным». Познакомить классных руководителей с различными формами проведения классных часов. |
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения |
Разное |
III |
январь |
Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями. |
Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений |
Учитель и ученик: система взаимоотношений. Модели общения педагога с учащимися (Справочник Кл.рук. №7, 2009 г.) |
Учитель и родители: система взаимоотношений. Психолого-педагогические правила и способы установления контактов с семьей.
(Справочник Кл.рук. №2, 2009 г.) |
Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений (из опыта работы классных руководителей) |
Профессиональный кодекс учителя.
(Справочник Кл.рук. №4,2010 г.) |
Разное. |
IV |
март |
Самообразование в системе средств совершенствования мастерства классных руководителей. |
Самообразование клас.рук.– одно из условий успеха в организации воспитательной работы. |
Отчет классных рук. по темам самообразования. |
Разное |
V |
май |
Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы. |
Итоги работы классных коллективов за истекший период. |
Результаты диагностических исследований в классных коллективах. Диагностика воспитанности классного коллектива. |
Перспективы работы МО на следующий учебный год. |
Разное. |
Школа молодого классного руководителя
Цель «Повышение педагогического мастерства молодых классных руководителей».
Задачи:
· создать условия для обучения планированию, организации и анализу воспитательной
· работы в классе;
· способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности молодого
· классного руководителя;
· создать условия для успешной адаптации, реализации молодых классных руководителей.
Планирование работы
Сентябрь
Должностные обязанности классного руководителя.
Выбор темы для самообразования.
Организация жизнедеятельности классного коллектива (помощь в планировании) |
Октябрь
Учёт индивидуальной работы с учащимися.
Занятость учащихся, организация классного самоуправления.
Организация работы с родителями. |
Ноябрь
Анализ учебной деятельности классе.
Формы отчётов по классу.
Мониторинг уровня воспитанности личности школьника. |
Декабрь
Вопросы диагностики и мониторинга результатов воспитанности.
Анализ воспитательной работы классного руководителя за 1 полугодие. |
Январь
Работа по темам по самообразованию. |
Февраль
Классный час. Как сделать его интересным. |
Март
Блиц-игра «Система деятельности классного руководителя» |
Апрель
Анализ воспитательной работы с классом за год.
Намётки планирования (программы воспитания) |
Май
«Молодые – молодым» |
Годовая циклограмма работы МО
Август:
Планирование работы
Подготовка кабинетов к новому учебному году.
Составление тематического планирования по предметам.
Планирование работы факультативов, кружков, спецкурсов.
Сентябрь:
Представление для утверждения тематического планирования по предметам.
Сдача плана работы МО.
Начало работы факультативов, кружков, спецкурсов.
Октябрь:
Заседание МО.
Подготовка к аттестации педагогических кадров.
Анализ итогов первой четверти и сдача их в учебную часть.
Проведение и взаимопосещение открытых уроков и мероприятий по плану МО.
Ноябрь:
Проведение школьной олимпиады по предметам.
Подведение предварительных итогов успеваемости обучающихся 9 класса.
Проведение и взаимопосещение открытых уроков и мероприятий по плану МО.
Декабрь:
Заседание МО.
Анализ итогов второй четверти и сдача их в учебную часть.
Проведение промежуточных контрольных срезов по предметам в 5-6 классах.
Проведение и взаимопосещение открытых уроков и мероприятий по плану МО.
Смотр портфолио классных руководителей.
Январь:
Смотр кабинетов.
Проведение промежуточных контрольных срезов по предметам в 7-8 классах.
Проведение и взаимопосещение открытых уроков и мероприятий по плану МО.
Февраль:
Заседание МО.
Проведение промежуточных контрольных срезов по предметам в 9 классе.
Проведение и взаимопосещение открытых уроков и мероприятий по плану МО.
Март:
Анализ и сдача результатов третьей четверти.
Определение примерной учебной нагрузки на следующий учебный год.
Проведение и взаимопосещение открытых уроков и мероприятий по плану МО.
Апрель:
Заседание МО.
Подготовка экзаменационного материала, тестовых заданий и контрольных текстов
для проведения аттестации обучающихся 5-9 класса.
Май:
Собеседование с администрацией школы по итогам учебного года и задачам на следующий учебный год.
Проведение консультаций и экзаменов по предметам в 5-9 классах.
Сдача письменного отчета о работе МО в истекшем учебном году.
Анализ и сдача итогов четвертой четверти и учебного года.
Оформление документации.
Июнь:
Итоговое заседание МО.
Организация летней научно-исследовательской работы учащихся.