1. Поддержка физического здоровья учащихся.
2. Общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей.
3. Познавательная сфера жизни учащихся (работа с учителями-предметниками) с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Защита не ученика, а человека в нем. Подход к каждому ребенку «с оптимистической позиции» (А. С. Макаренко).
4. Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:
– изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
– психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
– организация совместного проведения свободного времени детей и родителей;
– защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Таким образом, школой реализуются функции родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и тому подобное) и корректируются принципы семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Педагогам (в особенности классным руководителям) важно соблюдать следующие правила:
· Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
· Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.
· Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей.
· Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
При изучении семьи школьника педагог, прежде всего, обращает внимание на следующие данные:
1. Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность. Интерес к делам школы.
2. Общие сведения о детях (возраст, интересы, уровень воспитанности).
3. Воспитательные возможности семьи (уровень педагогической культуры родителей).